Школа раннего развития

Каждый ребенок дошкольного возраста с радостью и волнением ожидает первого учебного дня в школе. Чтобы обучение было успешным учителя начальных классов предлагают подготовиктльные занятия в Школе раннего развития.

Программа занятий включает (не дублируя программу первого класса):
1. Развитие речи.
2. Развитие логики.
3. Развитие мелкой моторики руки.
4. Психологическую подготовку.
5. Логопедически занятия.
6. Ознакомление с окружающим миром.
7. Программу сотрудничества с родителями будущих первоклассников

Эти занятия помогут не только подготовиться к обучению, но и познакомят будущих первоклассников со школой, ее традициями, праздниками, помогут каждому быть успешным.

Мы приглашаем будущих первоклассников в нашу Школу раннего развития.

 

Новые государственные образовательные стандарты в начальной школе

План мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в МОУ Средняя школа №22

План проведения месячника начальных классов. (Подготовка к переходу на НФГОС)

Методическая копилка учителей начальных классов

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых "ключевых компетентностей". В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) школы. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.
Именно компетентностный подход в состоянии адекватно ответить на эти требования. Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Во-вторых, в понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.).
Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.
Из всего поля компетентностей в особую группу выделяются ключевые или базовые компетентности, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер. Обладание ими делает человека особенно ценным и эффективным сотрудником независимо от сферы его профессиональной деятельности.
Понятие Ключевых Компетентностей еще не устоялось. Этого и нельзя было ожидать в такой короткий срок. Хотя было сделано несколько попыток, и среди них - международный проект, осуществлявшийся Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США. Несмотря на то, что проект так и назывался «Определение и отбор ключевых компетентностей», его авторы с некоторым унынием констатировали, что им не удалось дать строгое определение ключевых компетентностей, которое позволило бы проводить отбор по формальным признакам.
Вместе с тем в результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

  • позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
  • полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
  • переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
  • требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
  • сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);

Что меняется в деятельности учителя и ученика?
Так как одно из ведущих требований при переходе к компетентностному подходу заключается в предоставлении большей степени свободы и ответственности самому ученику, то многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. Традиционный вопрос о мотивации учебной деятельности переносится в этом случае из плоскости теоретического в плоскость практического.
Следует отметить, что существует целый ряд ставших традиционными способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:
  1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
  2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
  5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
  6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
  7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
  9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.

В связи с выделением в качестве рабочих целей развития компетентностей естественно меняется позиция учителя. Востребованными становятся различные разработки, посвященные техникам «сопровождения» учебного процесса, в основе которых лежит идея изменения самого характера взаимоотношений между учителем и учеником. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения учителем функции координатора и партнера.
Разработана пятиступенчатая модель развития коммуникативных способностей, которая включает в себя
  1. Размышления о коммуникации и пропедевтические упражнения;
  2. Система упражнений для развития свободного говорения и рассказывания; 3. Разговор «тэт на тэт», ведение беседы между двумя партнерами;
  3. убедительно аргументировать, делать сообщения и доклады – упражнения в риторике;
  4. Комплексные коммуникационные и интеракционные игры.

В процессе этой работы ученики знакомятся с правилами речи и общения и упражняются в них. Например, такие правила как:

  1. Дать знать, если хочешь высказаться!
  2. Говорить полными, законченными предложениями! 3. Говорить отчетливо и громко!
  3. Аргументировать кратко и точно!
  4. Оставаться при теме/учитывать вопрос!
  5. Обосновывать мнения или утверждения!
  6. Внимательно слушать, когда другой говорит!
  7. Соотнестись с предыдущим выступающим!
  8. Когда говоришь, обращайся и смотри на аудиторию!

Большая часть учительского состава никогда не сталкивалась ни в школе, ни в университете, с подобными формами работы и поэтому испытывают некоторую неуверенность в проведении такого рода занятий и тренингов этих базовых компетенций. Поэтому совершенно необходима организация специальных тренингов для учителей.

Предлагаем опыт учителей школы №22 Куликовой Елены Сергеевны, Ермолаевой Виктории Васильевны, Доровик Татьяны Александровны по формированию представлений о ключевых компетенциях классного руководителя и формированию представлений о компетентностно-ориентированных заданиях по предметам через выполнение практических заданий.